Социальное партнерство (сотрудничество) | Основы права — Оспанов К. И. [274]
Социальное партнерство (сотрудничество)
— это добровольное, основанное на независимости и равноправии сторон, тесное взаимодействие (диалог, консультации, переговоры) организаций и предпринимателей в ходе создания и применения трудовых норм как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров.
Система социального партнерства в Республике включает следующие элементы: общегосударственный уровень; региональный уровень; территориальный уровень; отраслевой (межотраслевой) уровень; профессиональный уровень; локальный уровень.
На общегосударственном уровне социальное партнерство осуществляют республиканские объединения профсоюзов и работодателей, а также Правительство РК либо уполномоченный им орган. На общегосударственном уровне заключаются ежегодные генеральные соглашения.
Региональный (область, несколько областей) и территориальный (город) уровни социального партнерства характеризуются участием соответствующих объединений профсоюзов и работодателей, а также исполнительных органов (акимов) соответствующих территорий.
На отраслевом (межотраслевом) уровне социальное партнерство обеспечивают соответствующие профсоюзы и объединения работодателей. От лица государства выступают представители уполномоченного государственного органа, ответственного за данную отрасль (несколько отраслей). Профессиональный уровень социального партнерства охватывает объединения работников какой-то одной профессии и их работодателей, на этом уровне заключаются отраслевые и профессиональные тарифные соглашения.
На локальном уровне социальное партнерство осуществляется непосредственно в организациях между профсоюзными комитетами организаций и работодателем путем заключения коллективных договоров.
В Республике Казахстан функционирует постоянно действующий орган трехстороннего сотрудничества—республиканская трехсторонняя комиссия. В ее функции входит разработка проекта и заключение генерального соглашения, контроль за его реализацией, участие в урегулировании коллективных трудовых споров. Закон РК «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» от 18 декабря 2000 г. № 129-И (далее — Закон о социальном партнерстве) регламентирует структуру и полномочия республиканской трехсторонней комиссии. Основными целями комиссии являются: создание системы социального партнерства в области трудовых отношений, предупреждение и содействие урегулированию коллективных трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике.
Республиканская трехсторонняя комиссия состоит из равного числа представителей профсоюзов, работодателей и государства, которые на паритетной основе разрабатывают и подписывают соглашения.
Заключение соглашений регулируется Законом о социальном партнерстве и Положением о порядке подготовки и заключения генерального, областных (городов Астаны и Алматы) и отраслевых (тарифных) соглашений, утвержденное решением республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-экономических и трудовых отношений от 2 марта 1999 год а.
В статье 15 Закона о социальном партнерстве даны определения соглашений по социальному партнерству.
Генеральное соглашение представляет собой письменный договор между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей, который предусматривает проведение согласованных действий в целом по Республике. Генеральное соглашение— правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Республике, заключаемый Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями профсоюзов в пределах их компетенции, учитываемый при заключении региональных и отраслевых соглашений и коллективных договоров.
В генеральном соглашении указываются оптимальные пути решения общенациональных проблем в области трудового права и социального обеспечения. Генеральное соглашение, как правило, состоит из следующих разделов: преамбула; задачи соглашения; цели соглашения в сферах развития экономики, установления социальных гарантий; развития рынка труда и содействия занятости населения; охраны труда; обеспечения конструктивного взаимодействия социального партнерства; действия генерального соглашения и механизма его реализации.
Например, 19 января 2005 г. между Правительством, профсоюзами и работодателями было подписано трехстороннее Генеральное соглашение на два года, которое регулирует вопросы трудовых отношений, повышения занятости и обеспечения социальных гарантий, охраны труда и здоровья. От предыдущих соглашений оно отличается тем, что в него были включены новые разделы о заработной плате и уровне жизни населения, а также об обеспечении прав работающих женщин и молодежи и гарантиях им. По соглашению сторон, социальные выплаты и зарплата рабочего самой низкой квалификации не могут быть ниже минимальной заработной платы, т.е. не ниже семи тысяч тенге.
Отраслевое соглашение— правовой акт, оформленный в виде письменного договора, определяющий нормы оплаты и другие вопросы, связанные с трудом, взаимные обязательства, а также социальные гарантии и льготы для работников конкретной отрасли, заключаемый сторонами социального партнерства, обязательный для всех сторон (партнеров) и учитываемый при заключении региональных соглашений и коллективных договоров.
Региональное соглашение—правовой акт, оформленный в виде письменного договора, устанавливающий условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемый сторонами соглашения на уровне административно-территориальных единиц, обязательный для всех сторон (партнеров) и учитываемый при заключении коллективных договоров.
Областные (Алматинское городское)—соглашения между областными (Алматинской городской) администрациями, объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающие проведение согласованных действий в области (городе).
Отраслевые (тарифные)—соглашения между органами государственного отраслевого управления, отраслевыми объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающие проведение согласованных действий в отрасли.
Заключение генерального, областного (Алматинского городского) и отраслевого тарифного соглашений преследует цель—установление обязательств сторон по созданию условий труда, занятости и социальных гарантий для работников регионов, отраслей, профессий. Эта цель реализуется через решение комплекса задач, которые направлены на осуществление экономических реформ на основе проведения согласованных действий сторон в области социально-трудо- вых отношений.
Следует иметь в виду, что в системе социального партнерства в области трудовых отношений важнейшую роль играют профессиональные союзы, объединения предпринимателей. Они наделены определенными правами на ведение переговоров по подготовке проектов соглашений.
Профессиональные союзы имеют право представлять и защшщть права и интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, общественными организациями, предпринимателями и их объединениями (союзами, ассоциациями), предъявлять в суд иски в защиту прав и интересов своих членов, выступать в их интересах в суде и других органах и участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в соответствии с законодательством, заключать соглашения и коллективные договоры, принимать участие в пересмотре оплаты труда, пенсий и пособий в зависимости от роста цен. Объединения (союзы, ассоциации) предпринимателей представляют интересы собственников в деле повышения эффективности производства.
Если отрасль представлена единым представителем работодателя, то стороной отраслевого (тарифного) соглашения выступает этот представитель работодателя в соответствии с положением (уставом) о нем. При наличии в отрасли нескольких представителей работодателей (объединения работодателей) стороной отраслевого (тарифного) соглашения может выступать каждый представитель работодателей (объединений работодателей) отдельно. Участниками генерального, областных (Алматинского городского) и отраслевых (тарифных) соглашений в качестве представителей работодателей от имени предприятий и организаций, делегировавших им право на ведение переговоров и заключение соглашений, могут выступать союзы, ассоциации, концерны, корпорации и другие объединения.
В странах Западной Европы социальное партнерство развито на уровне отрасли, профессии. В Японии социальное партнерство заключается только на уровне отдельных предприятий. Споры и разногласия между работниками и работодателями решаются в подавляющем большинстве случаев без обращения в суд и арбитраж через профсоюзы и с участием работодателей внутри компании без постороннего вмешательства.
1 3. Индиввдуальный трудовой договорДтндивидуальный трудовой договор в трудовом правоотношении относится к основному юридическому нормативному документу. Его юридическая сила и социальное значение обусловлены, прежде всего, Конституцией Республики КазахстанАВ мировой практике трудовой договор является общеприз- 15-253 225 нанной и в юридическом отношении наиболее эффективной формой реализации свободы, способностей, потребностей и интересов человека в сфере трудовых правоотношений.
www.univer5.ru
Социальное партнерство
Под социальным партнерством подразумевается система общественных институтов, формирующих механизмы согласования интересов всех участников взаимоотношений, как в производственном процессе, так и в других видах сотрудничества.
Основные его участники – работники и работодатели. Партнерство осуществляется на принципах равного сотрудничества. Социальное партнерство – это важнейший элемент социальной направленности в современной рыночной экономике.
Понятие и уровни социального партнерства
В социальном партнерстве интересы работников представляют профсоюзные организации, интересы работодателей, соответственно – союзы предпринимателей. При трипартистской системе третьей стороной выступает непосредственно государство, которое гарантирует выполнение всех достигнутых соглашений. Интересы всех сторон согласовываются путем переговоров, в процессе которых стороны договариваются обо всех вопросах партнерства (условия труда, его оплата, социальные гарантии).
Замечание 1
Социальное партнерство – понятие, закрепленное в Трудовом кодексе, и являющееся новым методом современного регулирования трудовых отношений.
Согласно Трудовому кодексу социальным партнерством называется система определенных взаимоотношений, которые осуществляют работники и работодатели, а также органы государственной власти. Направлена эта система на обеспечение согласованности все вопросов урегулирования всех взаимоотношений в обществе, связанных с трудом.
Сторонами данного партнерства являются сотрудники и работодатель либо их законные представители. Государственная власть через регулирующие органы также может выступать в роли одной из сторон партнерства, в том случае, если сама является работодателем. Социальное партнерство происходит в следующих формах:
- Взаимные консультаций или переговоры по вопросам трудовых отношений;
- Обеспечение гарантий для сторон трудовых отношений;
- Совершенствование трудового законодательства;
- Осуществление коллективных переговоров в целях заключения коллективных договоров и соглашений;
- Участие работников либо их представителей в управлении организацией;
- Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых конфликтов и споров.
Социальное партнерство происходит на шести уровнях, куда входят:
- Федеральный уровень, где устанавливаются основы для регулирования отношений в сфере труда на территории всей страны;
- Региональный уровень. Здесь устанавливаются нормы регулирования отношений в данном субъекте рф;
- Отраслевой уровень – в рамках той или иной отрасли;
- Территориальный уровень – регулирование на муниципальном уровне;
- Локальный уровень – устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Основные принципы социального партнерства
Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они следят за соблюдение добровольности в принятии обязательств. Эти обязательства, которые стороны принимают на себя, должны быть реально выполнимы. Выполнение условий коллективных договоров и соглашений обязательно, и должно подвергаться систематическому контролю.
Некоторые принципы, на которых осуществляется социальное партнерство, закреплены законодательством. Это соблюдение всеми сторонами партнерства существующих норм и законодательных актов, а также полномочность для представителей любой из сторон. К тому же, без уважения к участникам процесса, и без учета интересов всех сторон, в течение переговоров невозможно обеспечить равноправие. Равноправие является обязательным условием при подписании коллективных договоров и соглашений, и в процессе контроля над их выполнением. Запрещается любое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно сотрудников, что обеспечивает свободу выбора и обсуждения вопросов. Все стороны должны быть заинтересованы в участии в договорных отношениях.
spravochnick.ru
что это, стороны и формы
Социальное партнерство прежде все система, которая объединила под своим понятием комплекс взаимоотношений между людьми разного статуса. Когда цивилизацией были стерты классовые противоречия, образовались конфликты между предприятиями, которые должны разрешаться даже, по мнению судей, мирным путём.
Достижение в различных интересах, согласованности цивилизованным методом – задача социального партнерства. Защищать выгоду каждого берутся представители сторон – профсоюзы трудящихся, главы предприятий работодателей и госорганы государство.
Трудовые отношения может регулировать только сотрудничество, основанное на договорных соглашениях и законах.
Основные принципы социального партнерства
С помощью гражданского сотрудничества сглаживаются противоречия социально-трудовой сферы. Невозможно урегулировать господствующую частную собственность, в условиях соперничества труда и капитала.
Без основных принципов, на которых основано социальное партнерство, не достигнуть настоящего эффекта в любой деятельности общества:
- равноправия между сторонами, вправе каждого инициировать переговорный процесс;
- взаимоуважения с учетом интересов партнеров;
- заинтересованности участников в договоренности;
- государство содействует и укрепляет развитие демократических отношений;
- фигуранты соблюдают утверждения из законодательства, нормативные акты по трудовому праву, выполняют требования подписанных соглашений;
- полномочия представителей подтверждают документально протоколом, приказом;
- рассматриваются любые вопросы из производственной сферы в соответствии с ТК;
- обязательства принимаются в добровольном порядке, угрозы и принуждения исключены;
- фискальные, надзорные органы контролируют выполнение коллективного договора;
- на стороны накладывается ответственность за нарушения в трудовых соглашениях.
Когда нужно проводить индексацию заработной платы? Смотрите тут.
Для следования в соответствии с принципами существует порядок, где властвует закон и право, всегда видны внешние проявления взаимодействий в обществе.
Уровни
Прежде всего, ТК разделяет социальное партнерство по уровням:
- федеральным – регулирующим отношения;
- региональным – устанавливающих порядок в районах;
- отраслевым – управляющим конкретной отраслью;
- территориальным – функционирующим в населенном пункте;
- локальным – работающим на определенном предприятии.
Что такое социальное партнерство? Смотрите видео:
Формы
Взаимоотношения на любом уровне должны осуществляться на основании законодательных актов, а деловая, экономическая деятельность представлена в следующих формах:
- договора составляются в условиях коллективных переговоров;
- проведение взаимных консультаций в случае споров профсоюза с работодателем;
- совместное управление предприятием рабочими, профсоюзом во главе администрации;
- примирение в досудебном порядке работников с работодателями.
В чем выражено социальное партнерство в социальной сфере
Двусторонним типом деловых отношений служат мирные переговоры между руководством и его сотрудниками в организации.
При этом персонал заинтересован:
- в стабильности графика работы;
- достойной оплаты труда;
- оптимальном соотношении выполненного объёма работ и вознаграждений;
- социальных привилегий.
Руководитель старается осуществить:
- Получение максимальной прибыли.
- Снижение затрат.
- Оптимизации производственных процессов.
Каждая составляющая общества в своем противостоянии между разными целями, но единым консенсусом в итоге добивается своего результата – удовлетворения в борьбе социального партнерства.
Результат нестабильности
В условиях нестабильных отношений между двумя противоположными сторонами проявляется равнодушие к интересам своего партнера в производственной деятельности.
В результате:
- снижается прибыль;
- уходят инвесторы;
- ухудшаются условия труда.
Если производительность невозможно повысить, спорную ситуацию разрешить двусторонним порядком, подключают третью сторону – государство.
Для этого случая в нашей стране действуют специальные комиссии из представителей от профсоюза, руководства компаний, правительственных должностных лиц. В обязанность ведомства входит урегулирование социальных и трудовых отношений.
Субъекты тоже создают свои комиссии, которые действуют по законам и локальным распоряжениям от местных органов.
Представление о социальной системе
Социальным менеджментом служит ключевое понятие, которым управляет:
- целенаправленность;
- иерархическая лестница;
- управление в совокупности с синергией.
Что грозит работодателю при нарушении ТК? Узнаете здесь.
Гражданственной организацией, как высшего уровня в развитии муниципальной системы, образуется механизм для разрешения возникших в обществе проблем, с помощью которого стремятся достигнуть своих замыслов.
Они в виде целостного образования могут включать в себя:
- социальную группу;
- общность;
- отдельное общество;
- и даже мировое сообщество.
Как применяется социальное партнерство в социальной сфере? Ответ в видео:
Сотрудников определенной организации, связанных совместным рабочим процессом, социологи рассматривают, как разновидность социальной системы.
К её особенностям принадлежит сложность отдельной частицы, которую представляет человек с собственной субъективностью и поведением.
Кроме всего система наделена характерными чертами с неопределенным функционированием и границами управления.
Распределение организационных структур
В социальной организации главным направлением является достижение цели. Под организацией следует понимать выполнение конкретных задач в общественном управлении, над ними работают объединенные в группу люди, их труд разделен на выполнение отдельных обязанностей.
Образования, которые в обществе называют организациями, представляют собой разделенные по отраслям социальные сферы.
К ним принадлежат подразделения, которые действуют в индустрии:
- образовательной;
- культурной;
- туристической;
- спортивной;
- в области искусства или здравоохранения;
- отдыха;
- научной;
- ЖКХ.
Как величина МРОТ влияет на зарплаты в России? Подробнее по ссылке.
Создают подобные предприятия госорганами РФ, и её субъектами.
Какие намерения раскрывает
Особая форма сотрудничества в круге данной деятельности носит не коммерческий характер. Расходы на обеспечение берут соответствующие бюджеты по сметам.
Целью данного направления может служить благополучие в сфере:
- социальной;
- благотворительной;
- культурной;
- образовательной.
Работа подобного общества может быть организована в виде предпринимательского бизнеса, который не мешает основной структуре, а помогает своими доходами.
Чем живет и как действует
Три взаимосвязанных процесса придают жизнедеятельность социальной организации.
К ним относятся:
- ресурсы, полученные со стороны;
- сторонние предприятия, доходы которых идут для поддержания работоспособности;
- положительный результат, переданный внешней среде.
Госбюджет не всегда может обеспечить социальную сферу деятельности, в этом случае менеджеры занимаются поиском источников, где образование, здравоохранение, спорт, туризм все больше превращаются в коммерческие компании.
Партнерство и цель
Подобное партнерство преследует единственную цель – согласованные интересы рабочих и руководителей предприятий.
Где рабочие мероприятия, проводятся в обоюдной договоренности, позволяют увеличить производительность труда и в результате получить максимальную прибыль.
Соглашения между субъектами в трудовых отношениях определяет круг гарантий, они необходимы для соблюдения прав наемного персонала.
Развивать мирное эффективное сотрудничество можно с помощью договоров, совместных программ с материальным уклоном, которые станут стимулом для производственных достижений.
Заключение
Соревнования в спорте, на производстве, в быту, прочно вошли в нашу жизнь еще в прошлом веке. Подобная традиция несет позитивный характер.
Люди соревнуются городами и районами, организациями, медучреждениями и учебными заведениями, где социальное партнерство стоит во главе мероприятий. Целью этих слаженных действий в работе является достижение рекордных результатов, претворение в жизнь планов.
fbm.ru
ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — это… Что такое ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ?
ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ (от франц. le partenaire — партнер, компаньон) — тип социального взаимодействия, который характеризуется прежде всего способом регулирования общественных, прежде всего трудовых, отношений между большими группами и слоями населения, в частности между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и Государством. Социальное партнерство ориентирует на их равноправное сотрудничество, на интеграцию трудящихся в систему рыночных отношений. Политика социального партнерства связана с реализацией программы сотрудничества между различными силами общества, поиска согласия и достижения консенсуса. В экономическом отношении социальное партнерство предполагает материальное и моральное стимулирование заинтересованности наемных работников в росте темпов производства, производительности труда во имя обеспечения условий, необходимых для роста прибыли работодателей и валового продукта общества, повышения уровня и качества жизни самих трудящихся. Социальное партнерство, будучи многомерным процессом, предполагает поиск оптимизации отношений между действующими в обществе силами. Идеология социального партнерства формировалась в годы 1-й мировой войны и должна была стать противовесом учения о классовой борьбе, возникшего в сер. 19 в. и притязавшего на интенсификацию социальных конфликтов. Основатели идеологии социального партнерства, опираясь на этику Л. Фейербаха, на идеи Л. Блана, П. Прудона, Ф. Лассаля и Э. Бернштейна, на концепции либерального реформизма (М. Вирт, О. Михаэлис и др.), усматривали в солидарности классов решающую форму социального взаимодействия и реформирования индустриального общества. Концепции социального партнерства обращают внимание на существование в современном обществе двух принципов регулирования общественной жизни: 1) на контроль за экономическим, политическим и социальным развитием со стороны государственных институтов; 2) на аккумуляцию позитивных для гражданского общества изменений и упрочение социальных структур, призванных обеспечить формирование “государства всеобщего благоденствия”. Идеология социального партнерства отрицает классовый характер социальных конфликтов и получила кодифицированную юридическую форму, гл. о. в нормах трудового права. В кон. 19 в. в противовес идеологии классовой борьбы создаются организационные формы (напр., рабочие клубы) и идейные программы социального мира. Так, в энциклике “Рерум Новарум” (1891) Льва XIII прозвучали призывы к рабочим не применять насилия, не стремиться к свержению существующего социального порядка, направлять свою энергию на эволюцию, на улучшение, а не на революционный взрыв общества. Мощный импульс для утверждения идеологии социального партнерства дала научно-техническая революция, которая создала новые возможности для удовлетворения жизненных потребностей различных слоев населения и вместе с тем выдвинула исключительно высокие требования к качеству рабочей силы, ее профессионализму. В новых условиях важное значение имел социально-психологический контекст отношений между участниками производственного процесса, гуманизация труда и социальных отношений, размывание границ между классами и социальными группами, возникновение общих стандартов в образе жизни. Все это создало дополнительные возможности для достижения социального мира и сотрудничества между группами. В современных условиях политика социального партнерства позволяет решать спорные вопросы не забастовками и тем более не вооруженными выступлениями на баррикадах, а за столом переговоров, путем взаимного согласия, поиска баланса интересов разных социальных групп. Социальное партнерство ориентирует участников на достижение разумного компромисса вместо разжигания конфронтации, на поиск согласия и взаимной терпимости вместо радикализма, на эволюционные реформы вместо революции. Идеология и политика социального партнерства в индустриально развитых странах играет стабилизирующую роль, способствуя экономической и политической устойчивости социальных отношений. Существуют различные модели социального партнерства, которые выражают национальную специфику различных стран, принявших идеологию партнерства (Австрия, Германия, Швеция и др.). В современной России, когда осуществляется выбор пути развития, поиск ответов на вопросы о характере власти и собственности, переход от идеологии социально-политического и классового конфликта к идеологии социального партнерства является одной из стратегических целей проводимых реформ. В настоящее время в России создается механизм социального партнерства. Уже в кон. 1991 — нач. 1992 г. прошли трехсторонние консультации представителей профсоюзных объединений (ФНПР, Соцпроф и др.), объединения работодателей (Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс деловых кругов и др.), Правительства РФ о регулировании социально-трудовых отношений в условиях начинающихся реформ. В ноябре 1991 был издан Указ Президента РФ “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”. В 1992 начала работу Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, призванная воплотить в жизнь идею социального партнерства. Становление механизмов социального партнерства в РФ осложняется тем, что государственные органы во многом утратили способность эффективной координации общественных процессов, а профсоюзы и предприниматели не организованны. К этому следует добавить, что поляризация российского общества, неподготовленность населения России к восприятию ценностей и идей социального партнерства существенно осложняют ситуацию.Лит.: Симон В. Всесилие союзов предпринимателей. М., 1979; Дарендорф Р. Конфликт и сотрудничество.— В кн.: Политология вчера и сегодня, вып. 2. M., 1990; Социальное партнерство. Коллективные переговоры. М., 1992; Семигин Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.,1996.
Г. Ю. Семигин
dic.academic.ru
Социальное партнёрство
Оглавление
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
2.2 Понятие форм социального партнерства
2.3 Понятие органов социального партнерства
3. Роль государства в механизме социального партнерства
3.1 Государство и социальное партнерство
3.2 Роль государства в системе социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Теорией и практикой давно доказано, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата.
В свою очередь, решение социально-экономических проблем должно производиться с учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.
Законодательство является объектом постоянного внимания как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей.
Важнейшим законодательным актом в области трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации.
Хотелось бы обратить внимание, что именно в ТК впервые было закреплено понятие «социальное партнерство». Это, несомненно, должно поднять значимость социально-трудовой сферы, так как процессы, происходящие в данной сфере, формируют экономическую и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность проводимых в стране социально-экономических преобразований.
Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.
Цель социального партнерства — достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации — создания социально ориентированной экономики.
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
Тема социального партнерства для нашей страны относительно новая, хотя некоторые практические шаги по формированию соответствующих институтов уже сделаны. Наиболее эффективным способом разрешения споров и конфликтов интересов, вытекающих из объективных противоречий между работниками и работодателями, является социальное партнерство — путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и соглашений между работодателями и профсоюзами. Этот принцип положен в основу деятельности Международной организации труда (МОТ), которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы большинства стран мира. Повышение эффективности системы социального партнерства в защите социально-экономических и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, расширения поля действия коллективных договоров и соглашений различных форм и уровней, повышения ответственности всех участников соглашения за выполнение принятых обязательств, совершенствование законодательной базы социального партнерства[1] .
Наиболее точным и полным является следующее определение понятия «социальное партнерство». Социальное партнерство — это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
Социальное партнерство — это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно: властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.
Социальное партнерство — это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.
Объекты социального партнерства — это реальное социально-экономическое положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и уровень их жизни с точки зрения социально возможных и социально гарантированных способов получения дохода, распределения общественного богатства в соответствии с мерой и качеством труда, как реально осуществляемого в настоящий момент, так и уже осуществленного в прошлом. Социальное партнерство связано с установлением и воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы социальных неравенств, обусловленных разделением труда, различием места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве.
К числу субъектов трудовых отношений могут быть отнесены:
1. Со стороны работников:
• профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;
• общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;
• полугосударственные образования, фактически выполняющие роль социальных отделов администрации различных уровней;
• многофункциональные общественные движения наемныхработников рыночно-демократической ориентации (СТК,рабочие советы и т.п.), появившиеся в результате применения СКТ.
2. Со стороны работодателей:
• директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерционализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;
• собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;
• общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.
3. Со стороны государства:
• общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;
• государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.
Становление системы социального партнерства — достаточно длительный и сложный процесс. Многие государства десятилетиями методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию цельной системы социального партнерства как одного из важнейших элементов трудового права.
Процесс формирования системы социального партнерства в России осложнялся по двум причинам.
Во-первых, отсутствовал опыт использования этой категории в социалистической экономике и, соответственно, в трудовом законодательстве ввиду полного отрицания коммунистической идеологией необходимости ее применения в управлении.
Во-вторых, высокие темпы ломки старой экономической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-трудовых отношений привели к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан.
Прошло совсем немного времени, и сегодня вряд л
mirznanii.com
понятие, формы, система и особенности :: BusinessMan.ru
Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями — защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.
Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.
Подробнее о разных трактовках понятия
Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями. В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем. Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.
По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.
Важность социального партнерства
Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.
В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.
Принципы социального партнерства
Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.
Основными принципами социального партнерства являются следующие:
- Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
- Учитываются интересы всех участников.
- Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
- Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
- Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
- Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
- Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
- Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
- Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
- При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.
Функции
Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.
Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.
История возникновения
Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.
Формы социального партнерства
- Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
- Составление коллективных договоров.
- Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
- Управление организацией работниками и профсоюзом.
- Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.
Примеры действия социального партнерства
Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.
В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.
В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.
Роль государства
Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:
- Контролирует законодательство.
- Принимает новые правовые акты.
- Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
- Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
- Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
- Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
- Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.
Главная задача государства
В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.
В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.
Социальное партнерство: принципы, уровни
В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:
- Федеральный (основы урегулирования отношений).
- Региональный (порядок регуляции в субъектах).
- Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
- Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
- Локальный (в рамках определенной организации).
Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.
Заключение
Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:
- Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
- Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
- Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
- Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.
businessman.ru
Социальная политика. Социальное партнерство как форма реализации социальной политики
Что такое социальное партнерство?
Становление системы социального партнерства как одной из формы реализации социальной политики достаточно длительный и сложный процесс. Как механизм регулирования взаимоотношений социальное партнерство получило развитие в середине XX века в ряде европейских стран. Многие европейские государства методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию целостной системы социального партнерства, как формы цивилизованных общественных отношений, обеспечивающих согласование и защиту интересов различных участников партнерства посредством достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития в рамках правового поля. На сегодняшний день наиболее развитая система социального партнерства характерна для таких стран как Германия, Австрия, Швеция.
В научных изданиях термин «социальное партнерство» определяется неоднозначно и прежде всего по причине того, что политика социального партнерства не ограничивается только лишь сферой экономических или социально-трудовых отношений. В ее разработке и реализации принимают участие общественные объединения, органы государственного управления и местного самоуправления, коммерческие организации. Объекты социального партнерства это реальное социально-экономическое положение различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений.
В основе социального партнерства лежит заинтересованность каждой из трех взаимодействующих сторон в поиске путей решения актуальных социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении этих важных проблем, решение которых по одиночке неэффективно; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач; децентрализация решений, отсутствие государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов; правовая обоснованность кооперации, предоставляющая выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.
Почему государству отводится главная роль в системе социального партнерства?
В мировой практике государству отводится одна из главных роль в системе социального партнерства, в силу того что социальная функция является одной из основных функций государства. Государство, беря на себя начальную стадию разработки социальной политики, нормативно-правой базы, формирует и закрепляет основные принципы социального партнерства, определяет характер и общую направленность правового регулирования отношений между субъектами, складывающихся при осуществлении социального диалога выступает в качестве медиатора и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами. Также нельзя не отметить, что в целях социальной защиты, как механизма реализации социальной политики государством выделяются средства, разрабатываются и реализуются социально значимые целевые программы, однако любых усилий только одного государства будет недостаточно (при решении по достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в удовлетворении потребностей граждан) при решении социальных проблем существующих в обществе, в силу ограниченности финансовых средств, необходимо осуществлять целенаправленное, конструктивное взаимодействие с тремя силами на общественной арене: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.
Какие субъекты помимо государства играют важную роль в системе социального партнерства?
Как отмечалось выше, помимо государства в рамках социального партнерства активное участие принимают коммерческие и некоммерческие организации, следовательно, логично предположить, что взаимодействие между участниками возникает тогда, когда представители трех секторов (или любой пары из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой отдельной взятой группе и обществу в целом. Также партнеры в ходе взаимодействия в равной степени разделяют социальные риски и достижения, ведут различные формы диалога, основанные на взаимном доверии, ответственности и ориентированные на согласование интересов акторов. В результате данного взаимодействия социальное партнерство создает основу для формирования и использования социального капитала. Основываясь на определении можно сделать вывод, что социальный капитал характеризуется комплексом ценностей, разделяемых всеми социальными группами, которые создают между ними критическую массу доверия и возможность взаимодействия. Важным фактором формирования социального капитала является активность третьего сектора – общественных организаций. Одним из первых, кто обратил внимание на роль общественных организаций в США в начале 80-х годов, был М. Портер. Общественные организации действительно играют важную роль в развитии бизнеса при условии выбора правильной стратегии.
Почему социальную проблему можно рассматривать как объект социального партнерства?
Как было отмечено выше, социальная проблема является объектом, вокруг которой формируется социальное партнерство, но ее выявления и осознания всеми субъектами не достаточно для возникновения социального партнерства — необходимо не только разделение интересов каждого из возможных партнеров, четкое определение значимости социальной проблемы для каждой стороны, оценка собственных возможностей по решению проблемы, формулирование целей и задач дальнейшей совместной деятельности, а также выработка четких правил действий в процессе сотрудничества и в результате возможные прогнозы ожидаемых эффектов.
Таким образом, партнерство это не только конструктивное сотрудничество между тремя секторами на общественной арене, оно также включает развитие проектной культуры, как сферы для разделения задач и ответственности между партнерами, и именно партнерство способствует расширению поиска новых, альтернативных вариантов решения социальных проблем в который партнеры вовлекают друг друга. Как результат, данное взаимодействие совместными усилиями пытается решить такие социальные проблемы как оказание помощи целевым группам социальной работы, снижение или устранение загрязнения окружающей среды; сохранение культурного и исторического наследия и т.п.
Какие проблемы сопровождает развитие социального партнерства в России?
Тема социального партнерства для нашей страны относительно новая, так как патернализм и социальная пассивность всегда были присущи российскому социуму. Процесс формирования системы социального партнерства в России осложнялся потому, как отсутствовал опыт использования этой категории в социалистическом обществе и, соответственно, законодательстве, быстрые темпы ломки социалистической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-экономических отношений привели к ослаблению роли государства в социально-экономической сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан. Также нельзя не учитывать того факта, что пока основная доля финансирования, а это около 100% в рамках решения социальных проблем приходится на государство, в отличие от других стран. При этом сущность партнерства заключается в том, что каждый из секторов в системе социального партнерства имеет свои сильные стороны, как результат усиление эффекта.
В странах Запада он достигается за счет четко отлаженного механизма регулирования партнерства, согласованности действий между субъектами влияния. В России же все складывается несколько по-другому. На данный момент существуют проблемы развития социального партнерства в России:
- пассивность российского социума;
- паттернализм;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- недостаточное финансирование социальной сферы;
- недостаточное количество профессионалов.
Одной из наиболее сложных задач при решении социальных проблем является поиск источника финансирования. В большинстве случаев социальные проблемы решаются посредством бюджетных дотаций, объем которых практически не зависит от реальных качественных результатов работы, поскольку для государственных организаций бюджетная строка всегда строго ограничена. Более того, в России до сих пор не создана система поощрения благотворительной деятельности для коммерческого и некоммерческого сектора, которая в западных странах является серьезным источником финансирования, и государство, желая разделить с коммерческим сектором тяжесть социальной ответственности, стремится навязать концепцию альтруизма. Однако такое нарушение механизма социальной идентификации приводит к тому, что социальные инвестиции осуществляются бизнесом только под прямым давлением со стороны государства или в ожидании государственных преференций. Средства грантов зарубежных благотворительных организаций и фондов недостаточны для широкого развития социального партнерства. Также нельзя не отметить, что деятельность большинства благотворительных организаций действующих на территории РФ воспринимается обществом неоднозначно, с одной стороны про их деятельность практически ничего неизвестно, во вторых им приходится функционировать в условиях агрессивной среды, так как их деятельность осуществляется в условиях всеобщего недоверия.
Следующая немаловажная проблема – недостаточное количество профессионалов, способных обеспечить эффективность процесса социального партнерства. Инициатива реализации тех или иных проектов чаще всего исходит от третьего сектора, и отсутствие опыта административной деятельности, планирования, привлечения средств является препятствием усиления социального эффекта партнерства.
Третьему сектору принадлежит особая роль в социальном партнерстве, и на него возлагается особая ответственность в силу того, что в большинстве случаев именно общественность выступает тем механизмом, который инициирует и координирует взаимодействие с властью и коммерческим сектором.
Новаторские методики и технологии работы, инициируемые общественными организациями или взятые из опыта других стран, не всегда могут быть внедрены в существующий формат социальной системы нашего государства. Государство остается консервативным в своих взглядах и чаще выступает в роли сдерживающего фактора в новаторских проектах. Положение усугубляется еще и тем, что чиновники различных органов государственного управления проявляют неприязнь к переменам, особенно в работе с третьим сектором. Представители последнего часто воспринимаются как «просители» или «подчиненные», или даже как «соперники», но не как партнеры. Партнерство возникает в каждой конкретной ситуации тогда, когда некоммерческому сектору удается обосновать его привлекательность, но существуют принципиальные сложности во взаимодействии общественности и государства. Невольно возникает вопрос, в чем тогда заключается привлекательность партнерства с некоммерческими организациями для государства? Государственные органы заинтересованы в перераспределении собственных функций по выполнению социальных обязательств перед населением, соглашаясь на сотрудничество, и в большинстве случаев рассматривают некоммерческие организации как дополнительный инструмент государственного регулирования, с помощью которого требуемые услуги можно оказывать без затрат на громоздкий бюрократический аппарат. Но общественность предлагает не только услуги, но и новые подходы, во многом отличные от государственных, например работа православных патронажных служб в государственных лечебных учреждениях, обслуживание и уход за престарелыми и инвалидами в домах-интернатах, хосписах, благотворительные столовые, приюты для бездомных и т.д.
Все стороны участвующие в данном процессе должны осознавать, что социальное партнерство предполагает профессионализм, высокую ответственность за качество и полноту выполнения взятых на себя обязательств. Только при таком отношении к кооперации трех сил можно преодолеть существующие проблемы и сделать процесс социального партнерства эффективным.
В данной ситуации третий сектор должен становиться той творческой, созидательной силой, способной аккумулировать новые идеи, отвечающие требованиям быстро меняющихся социальных условий.
На Общероссийском гражданском форуме «Повестка дня для России» проходившем в 2013 г. президентом РФ были определены основные направления развития партнерских отношений с целью создания сильного государства и благополучного гражданского общества.
Некоторые практические шаги по формированию соответствующих институтов уже сделаны, а также создана нормативно-правовая база для взаимодействия государственного сектора, коммерческого и некоммерческого секторов, регулирующая не только статус и условия деятельности организаций, но и их взаимодействие. В нормативноправовых документах закреплена идея создания комплексной системы поддержки активности юридически зарегистрированных гражданских инициатив по решению социально-значимых проблем, с которыми сталкивается российское общество.
Выводы
На данный момент некоммерческие и общественные организации получили возможность более комплексно, целенаправленно и эффективно развивать гражданское общество, повышать активность граждан РФ. За прошедшее десятилетие произошли существенные изменения, связанные с оформлением трех самостоятельных секторов. Заложена правовая база, регулирующая не только статус и условия их деятельности, но и принципы взаимодействия между ними. В последнее время все чаще обсуждаются вопросы социальной ответственности бизнеса, как добровольный вклад бизнеса в развитие общества и ответственность за последствия ведения бизнеса перед обществом.
В целом, несмотря на все предпринимаемые усилия государства в области развития социального партнерства уровень его развития не соответствует мировой практике, основная проблема, требующая незамедлительного решения, на наш взгляд, корректировка нормативно-правовой базы и более лояльные условия для создания и развития общественных и благотворительных организаций.
Список источников
- Белоусова Е.В., Лебедева Н.С. Применение форм и технологий механизма социального партнёрства в деятельности социального работника на региональном уровне // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 4. – С. 106-109.
- Котлярова И.О., Сериков Г.Н. Роль социального партнёрства в социальной политике, направленной на самореализацию человека // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2010. – № 3. – С. 22-26.
- Шадрин В.В. Нравственные начала законодательства о социальном партнёрстве // Материалы Международной научной конференции «Взаимодействие права и морали». – Москва, 2014. – С. 233-236.
- Яковлева А.Е., Галимова А.Ш. Роль социального партнёрства в российской модели социально-трудовых отношений // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 5 (33). – С. 34.
topknowledge.ru